Powered By Blogger

пятница, 4 ноября 2022 г.

Проблемы современного детства


 Человек сегодня живет в качественно новом пространстве открытых границ, находится под воздействием огромного прессинга информации, что определяет глубинные изменения его восприятия,сознания, мышления,потребностомотивационной и эмоциональноволевой сфер, жизненных ритмов, пространства деятельности, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия,а также появление новых потребностей и новых возможностей их реализации. Особенности и характер всех этих процессов наиболее выраженно проявляются в детстве, когда формируются социальнопсихологические особенности человека, его умственные способности, осуществляется процесс социализации и индивидуализации,осваиваются нормы общества.Представляя неотъемлемую часть общества, детство, постоянно изменяясь в своей расширяющейся, углубляющейся деятельности (игровой, учебной, трудовой, художественной, организационной), выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений с миром взрослых.И важнейшим фактором этих изменяющихся отношений выступает система взаимодействия детства с миром взрослых.При этом отношение взрослого мира,взрослого сообщества к детству, независимо от определения его верхней границы, которая в разных обществах разная, как и внутренняя дифференциация периодов, это отношение как к особому состоянию,как к явлению, находящемуся вне взрослой сферы жизни. И в этом отношении преобладает однонаправленность, которая выражается в том,что детство объективно воспринимается взрослыми как своего рода «приемник», в большей или меньшей степени осваивающий, присваивающий, рефлексирующий воздействие взрослого сообщества.Между тем,детство не просто реагирует на мир взрослых, оно само объективно и весьма активно ставит перед ним все новые и новые задачи.

Мы должны осознавать, что перед нами сложное,многопланово обусловленное взаимодействие, в котором активно участвуют обе стороны. И именно в этом процессе взаимодействия произошли сейчас большие изменения, которые определяют специфику развития современного детства, многие характерные особенности его реального состояния и функционирования в качественно изменившимся пространстве.В этом пространстве четко наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства. Дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми.



Если еще 3—4 десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, класса,ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей,прежде всего, из телевизора и перекрывающей знания,получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Причем эта информация, не имеющая структурносодержательной логической связи, подаваемая несистемно, а бисерно, не просто не вписывается в систему образования, но представляет собой качественно иной тип, противостоящий стационарному образованию, принципиально меняющий, в частности, не только сочетание зрительного и слухового восприятия детей, но и структуру их мышления, самосознание и миропонимание.

Все это происходит в обстановке как резко изменившейся системы отношений взрослых и детей, так и изменившихся отношений самих взрослых, включая отношения между родителями, понимания ими ценностей, а главное, в обстановке потери ответственности за детей, что приводит, как показывают материалы проводимых исследований, к психическому перенапряжению последних.Сложившаяся ситуация осложнена тем, что в нашем взрослом мире реально не выработано отношения к детству как к субъекту взаимоотношений,поэтому отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социального созревания.В частности, это проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего человека не подчеркивается, не фиксируется, атрибутивно не обозначается. Положение ухудшилось даже по сравнению с античностью и средневековьем, где были специальные ритуалы поэтапной фиксации взросления и, наконец, принятия во взрослое общество. Сегодня в нашем обществе, с одной стороны, сняты многие «табу», с другой —отсутствует доверие к растущим людям, «вывод» их за пределы узко детских дел и забот. Ребенок, подросток, реально поднимающийся на новый уровень социальной зрелости, не включается всерьез, последовательно в сферу деятельности общества, невключается и в обсуждение на доступном растущему человеку уровне тех проблем, которыми живут взрослые: экономических, экологических,социальнополитических и др.При этом в организации отношений взрослого мира и мира детства не осуществляется непрерывность.На каждом этапе возрастного развития ребенок рассматривается «локально»: к младшему школьнику относятся как к младшему школьнику, к подростку лишь как к подростку — без понимания и учета в каждом случае перспектив его последующего развития, когда младший школьник — это будущий подросток, подросток — будущий юноша.Не установлены связи,взаимозависимости социального созревания детей разных возрастов,не определены темп,ритм данного процесса, условия его успешного осуществления.

Между тем, в самом детстве рухнули многие образующие его структуры, изменились отношения между детьми, в том числе усилились их «горизонтальные» связи, что особенно выпукло проявляется в подростковый период. Отмечается интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние Глубинное переживания ребенка: неуверенность, одиночество,страх, и в то же время — инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность,т.е. те современные приобретения детства, которые являются тяжелой потерей для него.

Акцентирую внимание не на проблемах отдельных детей или отдельных возрастных групп детей,а на проблемах изменившегося детства в целом, изменившегося пространства его функционирования, изменившихся уровнях его не только социального, но и психофизиологического созревания,что порождает множество вопросов: педагогических,психологических, физиологических, философских,культурологических.

Поскольку детство как сложная система, в которой образуется растущий человек, функционирует сегодня в принципиально новой исторической ситуации и претерпевает в ней новые чрезвычайно глубокие и серьезные изменения, остро необходима выработка развернутой программы познания особенностей современного детства.

Здесь перед  педагогами, психологами,физиологами, дефектологами, — встает огромное множество теоретикометодологических задач,разных по емкости, характеру, значению.

Однако в основе всех требующих научной проработки задач, проблем, направлений лежит необходимость четкого понимания современного детства, его дифференцированной характеристики, специфики функционирования в данной исторической ситуации.

Поэтому предстоит многое. Вопервых, необходимо детально раскрыть особенности социокультурной среды развития детства, разных ее форм во всей их многоуровневой представленности, выявив те факторы этой среды, которые активно воздействуют на детей: от социальнокультурной ситуации российского социума в целом до различных отдельных макро и микросред, в которые включён ребенок.Вовторых, важно на базе общих закономерностей, в том числе и на основе устойчивых особенностей и принципов развития, выделить и изучить особое целостное состояние детства, раскрыв не только его уровни и компоненты, но и весь фронт «развития». При этом предстоит углубленно изучить проблемы перехода от одного возраста к другому, содержание, механизмы этих переходов, особенности взаимодействия конкретной социальной ситуации развития и специфики формирования детства в данной ситуации.В качестве одной из главных здесь актуализируется задача установления и рассмотрения единой «кривой развития», того, что развивается в результате взросления как качество, свойство, состояние, что развивается как системообразующее начало,определяющее человека в его личностном становлении. И по отношению к чему выявляется,раскрывается общее и особенное в личности. Что лежит в основе проектирования растущего человека как личности, в чем выражается содержание взросления на выходе ребенка во взрослое состояние, чем он должен обладать как взрослый. Т.е. предстоит понять и прописать, как происходят процессы социализации, индивидуализации и идентификации. Какие механизмы используются при этом детьми,сопоставляющими себя с миром,группами людей, конкретным человеком.

Втретьих, необходимо проследить за теми реальными изменениями, которые произошли с современными детьми: проверить соответствие имеющихся возрастных параметров, установив, в какой степени они сохранились, а в какой мере изменились, определив, как соотносятся устойчивые характеристики возрастов с теми особенностями, которые приобретаются в сегодняшней конкретноисторической ситуации, рассмотрев подвижки в уровнях психофизиологического и социального созревания, неравномерности их развития, четко проявляющиеся на каждом этапе детства: преддошкольном, дошкольном,младшем школьном, подростковом, юношеском.

Вчетвертых, важно тщательно проанализировать изменения в развитии сознания, самосознания детей, раскрыв особенности восприятия, памяти, мышления современного ребенка, выявив характер и последствия изменяющихся мозговых структур. В контексте этих направлений психолого-педагогических, психофизиологических исследований необходимо установить реальные нормы современного психического, личностного развития ребенка на разных возрастных этапах Детства,уточнив новообразования в различных сферах психики (когнитивных, мотивационных,эмоциональных). При этом важно рассмотреть разные для разных возрастов сензитивные периоды развития, т. е. периоды, наиболее чувствительные к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условий человеческой жизнедеятельности.

Впятых, с учетом уже зафиксированных изменений,которые произошли в развитии высших психических функций, а также в потребностномотивационной сфере, произвольном поведении, общих и специальных способностей детей на разных стадиях онтогенеза, важнейшее значение приобретает проблема определения зоны ближайшего развития растущего человека, выявления «резервов» психического развития ребенка,в том числе и возможностей ускорения этого развития, что актуализирует необходимость глубинной корректировки периодизации современного детства как научной основы модернизации системы образования.

Вшестых, особую значимость приобретает задача установления ориентиров, направлений личностного развития растущих людей, которая никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда Взрослый мир, с одной стороны, стал значительно меньше «прессинговать» молодого человека; с другой — серьезно нивелировалось значение для ребенка, подростка проблемы будущего. Отсюда возрастает значимость раскрытия закономерностей не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей, их переживаний, стремлений, сомнений.

При этом актуализируется необходимость выявления средств, механизмов, условий формирования ценностной базы растущих людей, их нравственных установок и ориентаций, введения в мир большой духовной культуры, формирующей уважение человека,уважение важнейших человеческих качеств, разработки, в частности,психологопедагогических основ воспитания личностных особенностей, кумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса, российского народа в целом и общечеловеческих ценностей.

Вседьмых, следует определить возможности психологопедагогического воздействия на формирование структуры потребностей растущих людей,усиления их эмоциональноволевой стабильности,психологической устойчивости к возникающим трудностям, преодоления разных форм тревожности, жестокости, агрессивности, химических и игровых зависимостей. При этом важно выявить воздействие новых молодежных субкультур, действие новых социальных связей ребенка, раскрыв условия и механизмы канализирования их влияния и актуализации развития нравственных начал, психологопедагогической поддержки саморазвития, самореализации растущего человека, в том числе и путем организации специальных тренингов, а также других новых, неожиданных форм воздействия взрослого мира на детство.

Ввосьмых, исключительную важность приобретает задача выявления характера и особенностей процесса усвоения, присвоения детьми знаний в условиях кардинального изменения самого знаниевого пространства, характера, систематизации знаний,их уровня, широты на разных этапах обучения, что требует не просто учета возрастных особенностей ребенка, раскрытия возможностей оптимизации его умственной и речевой деятельности, определения особенностей овладения мыслительными операциями, действиями, установления резервов и возможностей развития и целенаправленного формирования познавательных процессов в ситуации существующего информационного прессинга. Это предполагает,прежде всего, поиск путей, возможностей включения телевидения, Интернета и других потоков информации в структуру образования. Речь идет не о простом использовании телевидения и Интернета,а об установлении соотношении проблем, тем,изучаемых в учебных дисциплинах, с информацией, поступающей к обучающихся независимо от образовательных программ.Определяя условия формирования интеллектуальной сферы ребенка, мы обязаны не просто создавать новые учебные книги и пособия, но понять и указать педагогампрактикам, как не только противостоять негативным информационным влияниям, но и использовать их положительные моменты.Одновременно мы призваны раскрыть пути, механизмы выработки у школьников избирательного отношения к информации; научить их умениям ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний, что требует от нас специального изучения коллективного, распределенного сознания, обобщенного интеллекта, ставшего результатом того, что благодаря вхождению в Интернет и учащиеся, и учителя могут получать новые знания одновременно. При этом следует учитывать разную скорость их приобретения,разное восприятие,разные реакции.

Поэтому сегодня остро необходима разработка педагогических, психологических,психофизиологических, психолого-дидактических основ построения учебников и учебных книг действительно (а не в качестве лозунга) нового поколения,выявление их реальной взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет. При этом нам важно раскрыть, с одной стороны, пути сочетания стабильного учебного материала и соответствующей рефлексии на «поставки» средств массовой информации,«поставки» разного качества и потенциала; с другой

— определить характер организации материала учебников,соответствующего восприятию современного ребенка, который получает порой информацию, которую не может освоить из-за естественного ограничения своих возрастных возможностей.

Отсюда актуализирует ся исследования процессуальных характеристик и механизмов мыслительными процессов, работы всех видов памяти детей.

Вдевятых, особую важность представляет изучение проблемы одаренности детей. Нам важно проследить известную сензитивность к этому отдельных возрастных периодов, систематизировать имеющиеся и создать новые методы диагностики интеллектуальных способностей и креативности.

Вдесятых, особый смысл приобретает проблема отношений детей.Отношений их к себе,к миру и к другому человеку, понимания, чувствования ими другого человека. Речь идет не просто о таком свойстве,как толерантность, узко понимаемом многими как терпимость,а об отношении к людям, об ответственности за их дела и поступки, предполагаю щей повышенную ответственность и за себя, без которой, кстати, нет гражданственности и патриотизма.

Перед нами задача исключительной сложности, но ее необходимо решить, ибо «Я» ребенка, его самость развивается именно в многоплановых отношениях.

Водиннадцатых, важнейшей задачей выступает исследование эмоциональной сферы растущих людей, поиск условий структурирования их эмоционального пространства, выявления механизмов воздействия на развитие эмоциональной сферы,оказывающей серьезное влияние и на их поведение, и на когнитивную область, и на устойчивость духовных начал.Следует признать: к сожалению, мы до сих пор плохо учитываем в развитии ребенка роль эмоций вообще и положительных эмоций особенно. Не случайно весь массив воздействия на детей взрослых — и родителей, и педагогов — базируется на запретах: «это нельзя и это тоже нельзя». Может быть, надо взглянуть на ребенка с учетом того, что он может? Это во многом снимет страхи детей, реально обеспечит их безопасность, предотвратит рост неврастении.

Постановка и решение вышеназванных и десятков других задач настоятельно требуют  исследования проблем методологии педагогики и психологии, включая уточнение понятийного аппарата,поиск новых категорий, разработку концептуального строя, механизмов психолого-педагогических явлений, определение принципов, моделей соотношения классической и постнеоклассической парадигм в наших науках, раскрытие их места, возможностей в системе других наук о человеке.

Сегодня остро необходимо выдвижение новых концепций, новых идей, направленных на теоретикометодологическое обеспечение процесса образования.Очевидно, что решать эти проблемы невозможно без выявления реальных объективных тенденция развития общества и его составной неотъемлемой части — детства. Сопоставляя необходимые задачи, стоящие перед обществом и детством. Ученые: педагоги, психологи, методисты, физиологи, — призваны определять оптимальные пути развития современного ребенка, одновременно ведя и поиск возможностей нивелирования имеющихся отрицательных тенденций.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кризис семи лет.

  Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Ос...