Powered By Blogger

среда, 11 октября 2023 г.

Какие книги читать детям дошкольного возраста.

Консультация для родителей в детском саду

Как же всё-таки приучить ребёнка к чтению? Предлагаем списки художественных книг для детей разного возраста.
Какие книги читать детям от рождения до 2-х лет
В столь юном возрасте ребёнок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребёнком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем маленький человечек хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.
КАК ЧИТАТЬ?
• В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребёнка, и выключите компьютер с телевизором.
• Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
• Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
• Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
• Как только книга надоест малышу, прекратите чтение, отложите её на денёк.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
• Стихи со звукоподражанием.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Александрова Зинаида. «Одуванчик», «Новый снег»
2. Аронзон Леонид. «Кому что снится»
3. Барто Агния. «Игрушки»
4. Бергельсон Александр. «Ура для комара»
5. Берестов Валентин. «Про машину», «Веселое лето»
6. Благинина Елена. «Стихи для детей»
7. Заходер Борис. «Песенки Винни-Пуха»
8. Козлов Сергей. «Я на солнышке лежу», «Панда»
9. Лагздынь Гайда. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
10. Майер Наталья. «Лесные смешинки»
11. Маршак Самуил. «Детки в клетке»
12. Мошковская Эмма. «Зоопарк»
13. Пикулева Нина. «Стихи для самых маленьких»
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
16. Степанов Владимир. «Как живете? Что жуете?»
17. Серова Екатерина. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
18. Токмакова Ирина. «Летний ливень», «Времена года»
19.Чебышев Андрей. «Ежик в гостях у жирафа»
20. Чарушин Евгений. «Шутки»
21. Чуковский Корней. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

Какие книги читать детям 2-3-4 лет
Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!
КАК ЧИТАТЬ?
• Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время.
• Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
• Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
• Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
• Небольшие стихотворения (4-12 строк).
• Стихотворные загадки.
• Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барто Агния. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
2. Гаршин Всеволод. «Лягушка-путешественница»
3. Даль Владимир. «Старик-годовик»
4. Дональдсон Джулия. «Груффало»
5. Заходер Борис. «Мишка-Топтыжка»
6. Левин Вадим. «Глупая лошадь»
7. Мамин-Сибиряк Дмитрий. «Сказки», «Аленушкины сказки»
8. Маршак Самуил. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
9. Маяковский Владимир. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
10. Михалков Сергей. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросёнка»
11. Мориц Юнна. «Крыша ехала домой»
12. Перро Шарль. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
13. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
14. Сеф Роман. «Кто на кого похож»
15. Сутеев Владимир. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»
16. Толстой Лев. «Сказки и рассказы»
17. Тувим Юлиан. «Азбука», «Где очки»
18. Хармс Даниил. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
19. Чуковский Корней. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
20. Чарушин Евгений. «Томка», «Что за зверь»
21. Яснов Михаил. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

Какие книги читать детям 4-5-6 лет
Если ребёнок до сих пор не научился и не полюбил читать – это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально – и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.
КАК ЧИТАТЬ?
• Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
• Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз – так проще запоминаются детали.
• Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
• Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях, справочниках или интернете.
• Сводите ребенка в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
• Истории в духе «добрым молодцам урок» – в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
• Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
• Обучающие пособия для подготовки к школе.
• Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андерсен Ханс Кристиан. «Дюймовочка», «Сказка о стойком оловянном солдатике»
2. Бажов Павел. «Серебряное копытце»
3. Бернетт Фрэнсис. «Маленькая принцесса»
4. Бианки Виталий. «Рассказы о животных»
5. Волков Александр. «Волшебник Изумрудного города»
6. Воронкова Любовь. «Девочка из города»
7. Гайдар Аркадий. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
8. Гауф Вильгельм. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
9. Братья Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
10. Гэллико Пол. «Томасина»
11. Доктор Сьюз. «Сказки»
12. Ершов Пётр. «Конёк-Горбунок»
13. Зощенко Михаил. «Рассказы о Леле и Миньке»
14. Козлов Сергей. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
15. Крылов Иван. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
16. Лагерлеф Сельма. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
17. Линдгрен Астрид. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
18. Милн Алан. «Винни-Пух и все-все-все»
18. Михайловская Кира. «Неутомимый Морошкин»
19. Сказки народов мира
20. Носов Николай. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
21. Осеева Валентина. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
22. Остер Григорий. «Котенок по имени Гав и другие истории»
23. Пришвин Михаил. «Лесной хозяин»
24. Пушкин Александр. «Сказки»
25. Распе Рудольф Эрих. «Приключения барона Мюнхгаузена»
26. Родари Джанни. «Путешествие Голубой Стрелы»
27. Романова Наталья. «Муравей Красная Точка»
28. Русские народные былины
29. Толстой Алексей. «Приключения Буратино»
30. Уайлд Оскар. «Звездный мальчик»
31. Успенский Эдуард. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
32. Чандлер Харрис Джоэль. «Сказки дядюшки Римуса»
33. Чаплина Вера. «Кинули»
Какие книги читать детям 6-7 лет
Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги – одну выбираете вы, вторую – он.
КАК ЧИТАТЬ?
• Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять – на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
• Читайте сказки и басни по ролям.
• Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
• Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т.д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
• Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» – в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.
ЧТО ЧИТАТЬ?
• Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
• То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адамс Ричард. «Обитатели холмов»
2. Барри Джеймс. «Питер Пэн»
3. Гофман Эрнст. «Щелкунчик и Мышиный король»
4. Грэм Кеннет. «Ветер в ивах»
5. Даль Роальд. «Чарли и шоколадная фабрика»
6. Даррелл Джеральд. «Моя семья и другие животные»
7. Диккенс Чарльз. «Истории для детей»
8. Драгунский Виктор. «Денискины рассказы»
9. Киплинг Редьярд. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
10. Конопницкая Мария. «О гномах и сиротке Марысе»
11. Крюс Джеймс. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»
12. Кэрролл Льюис. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
13. Легенды и мифы Древней Греции
14. Лондон Джек. «Белый клык»
15. Лунин Виктор. «Приключения Сдобной Лизы»
16. Льюис Клайв. «Хроники Нарнии»
17. Некрасов Андрей. «Приключения капитана Врунгеля»
18. Одоевский Владимир. «Городок в табакерке»
19. Олеша Юрий. «Три толстяка»
20. Пройслер Отфрид. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
21. Рауд Энно. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
22. Сэтон-Томпсон Эрнест. «Рассказы о животных»
23. Таск Сергей. Тайна рыжего кота
24. Толмачева Мария. «Как жила Тася»
25. Фриш Карл. «Десять маленьких непрошенных гостей»
26. Экхольм Ян. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
27. Янссон Туве. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

Консультация для родителей.Мелкая моторика.

Советы для родителей дошкольников. Зачем нужно развивать мелкую моторику

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.


Мелкая моторика рук
 - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так-же словарный запас вашего малыша.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.


Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?
 Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых , заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!
• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
• Заводить будильник, игрушки ключиком.
• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
• Резать ножницами (желательно небольшого размера).
• Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
• Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.


В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.



Кризис семи лет.

  Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Ос...