Powered By Blogger

суббота, 15 февраля 2025 г.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школехарактеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении. 

Социально-личностная готовностьхарактеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. 

Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучениюявляется важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Познакомимся с требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым будущему первокласснику 

Общая эрудиция.

Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.

Математические знания.

 Ребенок должен знать:

- цифры и знаки «+» и «-»;

- смежные числа в пределах 10 «соседи числа»; 

- количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа); 

- знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь: 

- читать числа до 20;

- считать до 20 (прямой и обратный счет);

- решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание 

- ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;

- решать примеры в пределах 10 (или 20); 

- пользоваться часами без секундной стрелки. 

Требования к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:

- алфавит;

- средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

- ряд стихов, потешек, загадок, считалок. 

Ребенок должен уметь:

- проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

- различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

- выделять ударение в словах;

- устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность текста); 

- обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова. 

Речь как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к речи):

- ясное произношение всех звуков родного языка;

- умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро; 

- использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

- должен быть сформирован уровень культуры речевого общения; 

- должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей; 

- ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы; 

- уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения. 

Требования к уровню грамматических навыков:

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти; 

- умение правильно держать руку, карандаш, кисть. 

Требования к уровню развития мышления и воображения: 

- умение выполнять действие классификация;

- умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

- умение строить простейшие

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кризис семи лет.

  Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Ос...